пятница, 6 марта 2015 г.

Предкам ахалтекинской лошади – 5 тысяч лет

Ахалтекинцы


2013-04-27

Когда и каким образом появились на территории Туркменистана предки прославленных туркменских аргамаков? Что мы знаем о происхождении этого уникального животного, отличающегося быстротой, умом и преданностью? О чем свидетельствуют находки ученых, изучающих происхождение древнейших представителей огромного семейства лошадиных? На эти вопросы отвечает известный туркменский палеонтолог Аман НИГАРОВ:

— Мне как геологу и палеонтологу пришлось много лет изучать останки животных, встречающиеся в отложениях различных эпох — от палеогена (40 миллионов лет назад) и включительно квартер (1,8 миллиона лет). Могу сказать, что среди собранных фаунистических останков встречается немало костных фрагментов лошадей, напрямую свидетельствующих о том, что предки нынешних прекрасных животных обитали на территории Туркменистана с древнейших времён — еще 500 тысяч лет тому назад.

Многие ученые считают, что история эволюции лошади насчитывает 40 миллионов лет. Именно тогда во влажных и густых лесах Америки жил эогиппус — животное величиной с небольшую собаку. Ни ростом, ни аркообразной спиной, ни длинным хвостом этот зверёк не напоминал лошадь. И уж, конечно, у него не было копыт — были пальцы: по 5 на передних и по 3 на задних лапах. 25 миллионов лет назад на нашей планете стали появляться безлесные пространства. До этого большая часть суши была покрыта лесами и, естественно, животные были приспособлены к жизни в них. Но вот начали появляться равнины с сухой, достаточно твёрдой почвой, и часть животных была вынуждена приспосабливаться к иным условиям. К концу олигоцена — 30 миллионов лет назад — в связи сокращением тропических лесов и распространением ландшафта саванного типа происходит расчленение генеалогического ствола лошадиных. Часть животных выходит на открытые, более сухие места и претерпевает приспособительные изменения в зубной системе и конечностях; другая часть — продолжает обитать в лесистых и болотистых местах и сохраняет свои архаичные признаки.

В первом случае развитие лошадей шло в направлении приспособления к быстрому бегу на открытых пространствах и к усвоению более жесткой растительной пищи. Их ноги потеряли первый и пятый, затем боковые пальцы (второй и четвертый), становились тонкими и опора постепенно переходила на средний палец. Уже в позднем плиоцене (около 4 миллионов лет назад) боковые пальцы перестали касаться земли, а у потомков настоящих лошадей сохранились лишь сильно укороченные пястные и плюсневые пальцы.

Одновременно ноги, особенно их нижние отделы, становились длиннее и выправлялись в суставах и становились исключительно однопалыми. Все это усилило способность к быстрому бегу, что было очень важно не только для спасения от крупных хищников на открытой безлесной местности, но и для перехода на новые пространства в поисках новых пастбищ.

Все эти эволюционные изменения конечностей и зубной системы происходили на территории Северной Америки. Здесь мир лошадей был очень разнообразен — от карликов до великанов. Но постепенно все лошади вымерли. Почему — неизвестно, но во всей Америке не осталось ни одной лошади или животного, хоть сколько-нибудь на неё похожего. Прошло много-много лет и в Америку вернулись потомки эогиппуса — настоящие, уже давно одомашненные лошади.

Непарнопалая лошадь в начале позднего плиоцена, около 4-х миллионов лет назад через Берингов мост мигрировала из Северной Америки на Азиатский континент и быстро распространилась на обширных просторах Евразии, где быстро адаптировалась к новым условиям. Появление в Евразии однопалых лошадей явилось событием чрезвычайной важности. Оно повлияло на судьбу фаунистической группы — комплекса гиппарионов. Уже к началу квартера (1,8 миллиона лет) они были почти повсеместно вытеснены лошадьми. Так, «рядом постепенных перемен мы доходим до однопалой лошади, от форм, опирающихся на землю 3 почти плотными, насквозь костяными цилиндрами, мы переходим к формам, у которых эти 3 тонкие плотные цилиндры заменяются одной полою внутри трубкою, то есть самым выгодным приспособлением, сочетавшим лёгкость и дешевизну питания с большой крепостью», — писал Владимир Онуфриевич Ковалевский, которому мир обязан знаниями истории современной лошади.

Второй этап развития однопалых лошадей в Евразии начинается с раннего плейстоцена и характеризуется широким приспособлением и распространением кабаллоидных лошадей — предков современных лошадей. В то же время в Центральной Азии появляются куланы, ослы и полуослы.

Геологические, палеонтологические и археологические исследования, проведенные в Туркменистане за последние годы, позволили получить новые материалы об ископаемых млекопитающих, в том числе и о предках современных лошадей. Так, на южном склоне Торгойдагской впадины в серых песках (район Гумдага) найден фрагмент зуба лошади Зюсенборн, впервые найденной в Германии. Во впадине Худайдаг, а также на западном берегу Челекена в Южном Уринжике в серых, мелкозернистых, слюдистых песках с глиняной галькой были найдены костные и зубные остатки лошадей, туркменского и хазарского слонов, эласмотерий, носорога, кулана, быка, оленя и других древних животных. Все эти костные остатки приурочены к речным отложениям Пра-Амударьи и имеют верхнехазарский возраст (50-150 тысяч лет).

В 1959 году в 45 км севернее города Сердар вблизи населенного пункта Гарабогаз при рытье колодца на глубине 10 м от поверхности был найден зуб, принадлежащий настоящей лошади позднеплейстоценового возраста. Эти животные огромными табунами бродили по просторам прикопетдагской равнины, начиная от Хазарского моря. Остатки свидетельствуют, что эти лошади являются для степных просторов нашей страны автохтонами — т.е. эволюционировавшими и постоянно живущими на прикопетдагской равнине, в дельте Мургаба и Теджена. Максимально приспособившись к суровым аридным условиям, эти лошади стали стройными, изящными и подвижными.

5 тысяч лет тому назад этих животных местное население и стало одомашнивать. Одним из очагов приручения лошадей, несомненно, является территория Туркменистана. Об этом свидетельствуют археологические исследования, проведенные американским геологом Р. Пампелли в Анау и Мерве, где обнаружены бронзовые печати с изображениями всадника, охотившегося на зверя (II тысячелетие до н.э.).

По данным археолога из Санкт-Петербурга А.Я. Щетенко, на поселении Намазга депе в культурных слоях III-II тысячелетий до нашей эры найдены костные останки одомашненной лошади. На северном Гонурдепе (древняя Маргиана) археолог В.И.Сарианиди обнаружил костные останки восьми особей домашних лошадей и несколько важных артефактов-пять сигнальных труб для тренинга домашних лошадей, терракотовые и каменные статуэтки лошадей (в том числе с седлом на спине), медно-бронзовые навершии в виде конской головы с тщательно заплетенной гривой, часть из этих артефактов экспонируется в Главном национальном музее Туркменистана.

Все эти документальные факты не оставляют никаких сомнений в том, что уже в последние столетия III тысячелетия до нашей эры домашняя лошадь появилась в дельте Мургаба. Поворот русла древней Амударьи, ранее впадавшей в Хазарское море около 40 тысяч лет назад, на север, заставил животных мигрировать в другие, более благоприятные для жизни места. Часть животных, в том числе и лошади, переселилась к источникам воды — к речкам Копетдага и к полноводным рекам Теджен и Мургаб, где формировались их дельты, благоприятные для жизнедеятельности человека и животных. Так что уже на рубеже III-II тысячелетий до н.э., т.е. около пяти тысяч лет назад древние племена Туркменистана были знакомы с коневодством и разводили в своем хозяйстве домашних лошадей, которых использовали для хозяйственных нужд и в военном деле, тем самым было положено начало селекции элитарных пород, что, в конечном счете, привело к созданию уникального ахалтекинского скакуна.

Владимир КОМАРОВ

Туркменистан: золотой век

Источник: http://science.gov.tm/news/20130427news_horse/

Комментариев нет:

Отправить комментарий