четверг, 12 марта 2015 г.

Е.Петерсон: Небесные аргамаки


Вы помните у Сергея Есенина

"Жизнь моя иль ты приснилась мне.
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне".

Эта лошадь, носит громкое и гордое имя АХАЛ-ТЕКЕ. Как ни странно, но строки Есенина правдоподобны, стоящий на солнце изабелловый ахалтекинец выглядит как розовый, или изабелловый.

Так называют необыкновенную масть: рубашка у такой лошади светло-песочного цвета, хвост и грива еще светлее, а глаза голубые - да, она выглядит, словно, пришедшая в наш реальный мир из сказки, но этим лошадям уже более 4 тысяч лет, в древних Египте и Китае их называли небесными. Происхождение свое они ведут от знаменитых песейских копей, которых можно было встретить в те далекие времена от Средней Азии до Средиземноморья. Если мы посмотрим древнеегипетские фрески, на которых изображены фараоны на колесницах, то не вольно удивимся сходству фараоновых лошадей с современными ахалтекинцами. Страбон и 1 веке нашей эры писал: "Несейские кони были самые крупные и самые лучшие, и ими пользовались персидские цари".

В том же веке Абдала бен Медуз в "Книге о расе" так описывает древних ахалтекинцев " Маленькая голова, широкий лоб, заостренные уши, заостренный нос, огненные глаза, изогнутая легкая шея, хорошо развитая холм, широкая грудь, выдающиеся сухожилия на ногах, небольшие круглые и крепкие копыта, красивая постановка хвоста". О восторге, который испытывал человек, увидевший "со славой реющие в воздухе золотые гривы их" писал историк Опиан. Они были не только необыкновенно красивы, но мужественны и выносливы, и легко возбудимы. Это была великолепная боевая лошадь, которая принесла ни одну победу тем народам, которые обладали сокровищем в виде несейской , арфянской, персидской и, наконец, ахалтекинской лошадью.
Иногда, эту лошадь называют еще и туркменской. Дело в том, что в первые годы средневековья эти лошади попали к туркменскому племени

Теке, жившему в оазисе "Ахал", отсюда и современное название этих лошадей. Туркмены и в те времена очень любили своих лошадей и ни за что, не продавали их. Они в отличие от других народов, владевшими этими лошадьми, относились к ним с огромным пиететом, и сумели сохранить породу в неприкосновенности. Туркмены обращались с лошадьми ласково и внимательно, а лучших из них берегли не меньше, чем детей, что не оставалось без взаимности. В одной из легенд рассказывается о старом туркмене, которой очень любил свою лошадь, даже спал около нее. Но разбойники все-таки украли его лошадь. Старик умолял вернуть се, предлагал взамен свою дочь, но не смог получить ее назад. Правда, вскоре разбойники привели ее старику сами: лошадь отказалась и есть, и пить. Эта преданность отличает и современного ахалтекинца.

Раньше купить ахалтекинскую лошадь было не возможно. В XIX веке для этого надо было ехать в глубинные поселения, но и там продавали лошадей крайне не охотно, лишь сообщение, что лошадей увидит "Белый царь", и они будут скакать в его присутствии, могло сподвигнутъ туркмена расстаться со своей лошадью.

Кровь ахалтекинцев через ее представителях течет во многих европейских породах, она есть даже в чистокровной верховой, более известной как английская скаковая, и в траксненской, но кровь ни одной лошади другой породы, не попала в ахалтекинское русло, поэтому и такая 

стабильность ее качеств.

Профессор Владимир Оскарович Витт говорил, что "ахалтекинская порода представляет собой последние капли чисти крови, создавшего все верховое коннозаводство мира".

В начале первого столетия до нашей эры китайский император направил посольство в страну Давань, имевшую ахалтекинцев, с заданием купить лошадей, которые были нужны Китаю для создания тяжелой конницы, но посольство не только не имело успеха, но, попросту, его перебили. Тогда китайцы отправили в Давань - войска, но потерпели поражение, собрали большое войско в 90 тысяч человек и осалили столицу. Только после этого удалось договориться с даванцами, китайцы получили 300 шаньма - небесных лошадей и в следующие годы даванцы были вынуждены платить дань этими лошадьми.


На Руси же их называли аргамаками. Впервые это слово мы встречаем в документах 1485 года, но надо думать, что лошади эти попали впервые в нашу страну раньше, монголы прежде, чем завоевать Русь, прошли через Среднюю Азию, где культивировали ахалтекинцев. Основная масса их сидела на своих степных лошадях, но не могли эти люди, рождавшиеся в седле, не оцепить ахалтекинскую драгоценность. Какое- то время аргамаки были просто дорогой красивой лошадью, но уже в XVI веке и на Руси понимают всю ценность его как боевой лошади. Основная масса этих лошадей была в Аргамачъих конюшнях при царском дворе и стоили они в восемь раз дороже хороших лошадей других пород. Ахалтекинцы были любимыми лошадьми многиг наших царей. Под седлом Петра I во время Полтавской битвы была его любимая кобыла Люзетта, на которую он садился лишь в самые ответственные моменты. После смерти Лизетты Петр распорядился сделать ее чучело и поставить в Кунтскамере. Судя по сохранившейся гравюре и цвету шерсти кобылы, мы имеем право считать ее ахалтекинской.

И сейчас ахалтекинская одна из самых распространенных пород в мире. Ахалтекинские Ассоциации работают не только в Туркмении и России, но и в Казахстане. Азербайджане, Германии, Австрии, Франции, США и многих других странах. До нашего времени сохранился обычай дарить главам государств лошадей, и прекрасным подарком всегда была уникальная ахалтекинская лошадь. В 1956 году произошел комический случай в Англии. Никита Сергеевич Хрущев привез в подарок английской королеве, одной из ведущих коннозаводчиков Англии, буланого, отливающего золотом Мелекуша. Шталмейстер двора генерал Сейл решил, что жеребец покрашен золотом и распорядился, чтобы вымыли специальным шампунем, но, к удивлению, всей конюшни Мелекуш заблестел и стал еще ярче переливаться золотом.

Но и в наши дни ахалтекинцы остаются одной из самых популярных и прекрасных пород.
Источник: http://old.worldofanimals.ru/

Комментариев нет:

Отправить комментарий