пятница, 13 марта 2015 г.

Линейная структура ахалтекинской породы, "Коневодство и конный спорт" №7, 1988 г.

Методы разведения с учетом происхождения применялись в практике ахалтекинского коневодства с давних пор, когда еще никаких племенных книг не было. Выдающихся скакунов знали, «кровью» их дорожили, широко использовали в случке. Пример тому — Бойноу и другие ценные жеребцыпроизводители — Эверды Телеке, Мелекуш, Бек-Назар-Дор, Карлавач.

В 1926—1927 годах было проведено первое в советский период обследование породы. Путем опроса, а также использования архива Закаспийской ГЗК выявлено и записано происхождение большей части племенных лошадей. На основании этих материалов К. И. Горелов составил схему генеалогической структуры породы. Далее, при обследовании 1933—1935 годов эту схему уточнили и дополнили. Часть линий сохранилась до наших дней (см. схему), но многие и закончили свое существование.

По нашему мнению, многолинейная структура для такой небольшой породы, как ахалтекинская, имеет свои преимущества. Она позволяет сохранить достаточное разнообразие генофонда, поэтому задача селекционеров — по возможности поддерживать сложную линейную структуру таких пород.
   
   ДИНАМИКА ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ АХАЛТЕКИНСКОЙ ПОРОДЫ
  

Попробуем дать краткую характеристику современных линий в ахалтекинской породе.
Линии, восходящие к Бойноу. Линия Скака — наиболее представительная в современном производящем составе (13,4 % его общей численности). Она вышла из недр линии Эверды Телеке, которая в настоящее время представлена только детьми Азамата, рыжего, 1959 г. р. (Алгуш—Марал), рожденного в Тедженском районе. В породе используются два сына Азамата: в «колхозном» секторе—Алван, серый, 1975 г. р. (Азамат — Лебап от Алмаза), в конзаводе «Комсомол» — Аздепель, вороной, 1977 г. р. (Азамат—Дувмели от Кирсакара II). Оба они в типе представителей старой линии Эверды Телеке.

Скак, гнедой, 1940 г. р. (Кизил— Скала от Случая), родился в Джамбулском конзаводе. Он дал целую плеяду отличных жеребцов и маток. Особенно широко использовались сыновья Скака в Туркмении. Это Еркус, Стрелок, Сапер, Косарь, Сушняк, Спесивый. Потомки Скака отличались от представителей линии Эверды Телеке массивностью, более правильным экстерьером и оригинальным типом породы, поэтому линия Скака была обособлена как самостоятельная. В современном производящем составе продуцируют потомки Арсенала, Сердара, Сигнала и др.

В 70-е годы выделился своим потомством Перен, золотисто-буланый, 1955 г. р. (Еркус—Победа от Биргута). Его дети отличались от представителей линии Скака яркой породностью, сухостью, компактностью, меньшей массивностью, но более высокой работоспособностью. Поэтому с начала 1980-х годов начата работа с потомством Перена, которое в современном производящем составе занимает уже значительную долю (10,2 %). Наиболее выдающийся представитель этой группы дербист Полотли, золотисто-буланый, 1965 г. р. (Перен— Качкыр от Кир Сакара),— дважды чемпион породы на ВДНХ СССР. Он высоко оценен по качеству потомства. В производящем составе породы продуцируют его сыновья: Пудок, Пэле, Перзент, Перваз, Пасыл, Посман, Парахат. Кроме потомства Полотли, в линию Перена входят дети Сектора, Пальварта, Пурсата. Большие надежды возлагают специалисты на использование в Луговском конзаводе серого Аранзала, рожденного в совхозе «Чагорта» Калмыцкой АССР. Он инбридирован на Скака, и «кровь» Кир Сакара в его родословной присутствует в очень незначительном количестве, чего не скажешь о потомках Перена, рожденных в Туркмении. Течение Карлавача представлено в педигри Аранзала через лучшего представителя линии — Кадама.

Выделив из своих недр новую линию Перена, линия Скака практически осталась без продолжателей, и это нас тревожит. Необходимо тщательнее продумать подбор к жеребцу Оглану, серому, 1974 г. р. (Овлаксакар 11 — Каракуш от Карлавача), продуцирующему в «колхозном секторе», и шире использовать в конзаводе «Комсомол» Сака, серого, 1981 г. р. (Сенагат— Кепдери от Товшана).

Линия Кир Сакара восходит к Бойноу через Аг Ишана. В современном производящем составе она занимает значительную долю—9,8 %, а по насыщенности породы «кровью» родоначальника находится на первом месте. Линия Кир Сакара выделилась а самостоятельную одновременно с линией Скака. Характерна она достаточно мощными, несколько грубоватыми и работоспособными лошадьми. Наиболее яркой «звездой» в этой линии следует назвать феноменального Карадера, вороного, 1977 г. р. (Кервен— Ельсона от Ангара). Он скакал семь лет, пожизненный его выигрыш 194 890 балл. Карадер побеждал на всех дистанциях, ему не было равных по работоспособности. В скаковом сезоне 1988 года мы впервые видим на дорожках ипподромов его детей.

В дальнейшем линия получила развитие в основном через потомство Кеймира, но оно, как говорится, «не выбивалось» из характеристик представителей линии Кир Сакара, и только потомки Каллана, вороного, 1957 г. р. (Кеймир — Кельте от Кизила), обратили на себя внимание ярко выраженным типом породы, длинными экстерьерными линиями. Поэтому с начала 1980-х годов начата работа с этой генеалогической группой, которая в современном производящем составе занимает уже 8,2 %. Высоко оценены по качеству потомства родные братья Герден (чемпион породы ВДНХ СССР) и Гарагунон (чемпион 1 выставкивыводки на Ашхабадском ипподроме) от Каплана и Качахчи. Также обращают на себя внимание потомки Кёроглы, золотисто-гнедого, 1965 г. р. (Каплан — Кизил Гуль). Чрезвычайно интересно апробировать сочетание представителей этой геналогической группы с линиями Гелишикли и Факирпельвана.

Через Аг Ишана к Бойноу восходит еще линия — Араба. Имя этой лошади стало широко известно после побед в конном спорте его знаменитого сына—Абсента, вороного, 1952 г. р. (Араб — Баккара). Тогда вспомнили, что сам Араб, серый, 1930 г. р. (Аг Ишан — Ата Гуш), в спортивном плане был лошадью выдающейся. В 1935 году он прошел с пробегом от Ашхабада до Москвы, затем долгие годы использовался в различных дисциплинах конного спорта (конкуре, выездке, троеборье, пробегах) и в каждом из них неоднократно был победителем и чемпионом СССР.

Араб был поставлен в завод уже в 19-летнем возрасте, но успел за недолгую карьеру производителя дать ряд интересных жеребцов — Абсента, Алама, Авангарда, Артиста, Абсент, так же, как и отец, поступил в производящий состав поздно, использовался достаточно широко, но его приплод в заводе не задержался.

В 1976 году была поставлена задача восстановить линию Араба. В Луговской конный завод начали собирать уцелевших дочерей Абсента, удалось вернуть и некоторых жеребцов — Арарата, Алагира, использовали и Аметиста, темно-гнедого, 1966 г. р. (Абсент — Алгуш), рекордиста породы на 2000 м (2.11,6). В настоящее время линия занимает в генеалогической структуре породы 8,3 % против 4,9 % к началу ее восстановления.

Распространение линии идет как через потомство Абсента, так и через потомство Алама. Лошади этой линии характеризуются крупным ростом, массивностью и некоторой грубоватостью сложения, высокой работоспособностью в классических видах конного спорта. Выявлена прекрасная сочетаемость представителей этой линии с. потомками Гелишикли. Такие сочетания в коннозаводстве принято называть «золотыми». От этого сочетания получена серия замечательных лошадей: жеребцы Гарут, Гарат, Гран, Гиндарх, Гистар, Гарт, кобылы Гайма, Грааль, Габраса, Гейджа и др.

Через Баба Ахуна к Бойноу восходят линии Топорбая, Карлавача и Еля.
Некогда широко распространенная в Туркмении и за ее пределами линия Топорбая в современном производящем составе занимает всего 0,9 %, и дальнейшая работа с ней ведется через единственного производителя Рокота, гнедого 1974 г. р. (Кырги — Ровшан от Факирпельвана). Рокот был получен в Калмыкии. Это компактный, мощный жеребец. Его приплод имеет хорошо выраженный тип породы, но выращен в условиях недокорма и в массе своей некрупный. Дочь Рокота Маиса стала чемпионкой ринга-86 в Краснодаре. В настоящее время Рокот находится в Ставропольском конзаводе. Специалисты завода надеются, что его потомство будет не только породным, но и работоспособным.

В свое время из линии Топорбая выделилась группа потомков темно-буланого Карпавача (Везир — Бврок), характеризующаяся отличными от представителей исходной линии качествами. Лошадям этой новой группы свойственны длинные линии экстерьера, высокая работоспособность, но по типу они просты, грубоваты, часто недостаточно породны.
Планомерная работа с линией начата еще в 1970-х годах, но ее будущее находится под вопросом, так как линия не располагает необходимым количеством жеребцов-улучшателей, в вернее сказать — не имеет их вовсе. Жеребцы линии Карлавача по типичности значительно уступают кобылам. В современном производящем составе эта
линия занимает все еще весомую долю—10,9%, но распространение ее мы объясняем одной лишь причиной — скаковыми успехами или надеждой на них. На наш взгляд, этой линии совершенно необходимо выйти за пределы Туркмении, Надо апробировать сочетаемость ее с другими генеалогическими комплексами — Гелишикли, Факирпельван, Сере, Ак Сакал.

Линия Еля в современном производящем составе занимает 9,9 % и распространена лишь через потомство Алмаза, гнедого, 1957 г. р. (Енилмез— Мантия), и в основном только в Туркмении. По характеристикам эта группа в значительной мере сходна с линией Карлавача. В современном производящем составе задействовано 13 жеребцов этой линии, однако далеко не все они равноценны — рекомендованы к использованию только пять из них. Это лошади крепкие, достаточно рослые, но укороченного формата и недостаточно типичные. Остальные жеребцы совершенно не удовлетворяют требованиям отбора по типу и экстерьеру, но тем не менее их используют на конефермах республики. Значительная распространенность этой линии объясняется надеждой получить лошадей высокого скакового класса. Дальнейшая работа с этой группой должна быть направлена на улучшение породности при сохранении характерных черт родоначальника, поиск новых сочетаний с представителями других генеалогических групп, особенно за пределами республики.

Особого внимания заслуживает использование Совхоза II, гнедого, 1978 г. р. (Гиндукуш — Окись от Орлика), в «колхозном секторе». Он уже зарекомендовал себя породным приплодом, его сын Сакланма был дважды призером ринга. Необходимо вернуть в породу чемпиона ринга-83 в Ашхабаде золотисто-гнедого Кандыма (Маг — Кырчма), проданного в Ташаузскую область. Этот жеребец в полной мере отвечает требованиям отбора и может достойно представлять линию Еля.

Линия Меле Куша в современном производящем составе занимает очень малую долю—0,9%. Из жеребцов этой линии в конзаводе «Комсомол» ограниченно используют посредственного Телекуша II, гнедого 1978 г. р. (Телекуш — Качахчи от Карлавача). Сильное ответвление этой линии развивается через Сапар Хана (3,2 %). Это дети чемпиона породы ВДНХ СССР 1979 года золотисто-буланого Сере, 1965 г. р. (Сынок — Еныш от Кара Машала). Группа эта пока слишком немногочисленна, чтобы говорить о ней, как о самостоятельной линии Сере. Это лошади оригинального типа породы, в массе крупные, длинных экстерьерных линий, но часто «сыроваты» конституционально. В основном работа с этой группой ведется на Северном Кавказе. Значительный интерес представляет использование на матках Луговского коизавода жеребца Мейданли, золотисто-буланого, 1979 г. р. (Сере—Магнолия от Гунешли).

И последняя тонкая ниточка, связывающая современных лошадей с Бойноу,— линия Посмана. Доля ее в породе пока ничтожна—0,6%, но специалисты не оставляют работу с ней. Судьба этой линии достаточно сложна. Считалось, что она утрачена совсем, но вот в одном из колхозов Геок-Тепинского района обнаружили золотистогнедого жеребчика Кермека II, 1971 г. р. Рожден он был от престарелых родителей, по отцу приходится внуком выводного из Джамбулского конзавода Кермека, по матери — правнуком Ак Саквла. Это был некрупный, но чрезвычайно породный, в старом текинском типе, жеребец крепкой сухой конституции. Его приобрел Ашхабадский ипподром. От него и текинских кобыл, принадлежащих ипподрому, получили двух жеребят, отличавшихся ярко выраженным типом породы: жеребца Карамана и кобылу Пейкер. Затем Кермека 11 поставили производителем в колхоз «40 лет ТССР» Ашхабадского района, но там он не использовался и вскоре пал. Оставшийся его сын Караман был серьезно травмирован в заездке и поэтому остался неиспытанным. Однако полученные от него дети оказались не только породными, но и работоспособными. Карамана было решено поставить в конзавод «Комсомол». В этом году мы ожидаем получить в выше названном хозяйстве первых его детей и надеемся, что они будут типичными и работоспособными.
К Султан Гули в современном производящем составе восходят через Случая две генеалогические группы: Гелишикли и Факирпельвана. С линией Гелишикли планомерная работа начата с 1970-х годов. В современном произ- водящем составе эта линия составляет 9,6 %. Представители ее характеризуются ярко выраженным типом породы, достаточно крупным ростом, правильным экстерьером, сухой крепкой конституцией и высокой работоспособностью.

В основном работа с линией ведется в хозяйствах Северного Кавказа и Южного Казахстана. Но с началом использования в конзаводе «Комсомол» сына Гарема Джагитая линия «вернулась» в Туркмению (Гелишикли рожден в Ашхабадском конзаводе). Значительное подкрепление в Туркмении линия Гелишикли получит с использованием сыновей Гаухара—Гарта и Гистара, приобретенных конефермами республики в Луговском конзаводе.
В настоящее время работу с этой линией ведут также совхозы «Дагестанский», «Чагорта» и Ставропольский конзавод. В Дагестане продуцирует сын Юлдуза золотисто-буланый Дагестан от дочери Карата Факии. От него и дочери Ватанчи уже получен классный Гайсаи, победитель приза «Эверды Телеке» на Тбилисском ипподроме. В Ставропольском конзаводе целый набор интересных жеребцов этой линии, восходящих к родоначальнику через Юлдуза: Дорназарбек, Зергяр и Айлар, а также сын Гелишикли Арслан, давший дербиста-87 на Тбилисском ипподроме гнедого Дашта. Очень кратковременно использовался в этом хозяйстве серый Глазок (Гундогар — Каска). Он оставил трех прекрасных кобылок, которые в будущем году поступят на ипподром.

В совхозе «Чагорта» осваивается оба течения линии Гелишикли: через солового Турали (родного брата Дагестана) и Гарема (Гундогар — Мантия). В Луговском конзаводе работа с линией Гелишикли ведется очень успешно. За последние годы здесь выращено четыре дербиста из этой линии, три из них (Гаухар, Гомон и Гектор) уже используются производителями, кобыла Гарда поступила в маточный состав завода. Из потомков Юлдуза здесь же использовался Адат от Алгуш, дочери Феда.

Другая ветвь старой линии Случая — линия Факирпельвана (6,1 %). Работа с ней начата в 1983 году. Представители этой группы по типу и калибру уступают линии Гелишикли, ведется работа в направлении совершенствования этих качеств. Потомки Факирпельвана хорошо зарекомендовали себя в классических видах конного спорта. Достаточно вспомнить клички Посмана, Пентели, Хутора и др. Работа с линией в Луговском конзаводе ведется через золотисто-гнедого Халифа, 1969 г. р. (Факирпельван — Ханум от Перена), и его сына бурого Хутора от дочери Абсента Такаппар; в совхозе «Дагестанский»— через Омара, вороного, 1981 г. р. (Опал — Октава от Хоргоса), и Калтамана, золотисто-солового, 1963 г. р. (Факирпельван — Кырмызы). Надеемся, что этой интересной линией всерьез займутся и в Туркмении. Там нужно шире использовать Хелвара, буланого, 1986 г. р. (Халиф—Лада от Арарата),и сыновей Айгытли, гнедого, 1981 г. р. (Опал — Агава от Гелишмкли). Более рациональный подход требуется в работе с сыном Калтамана буланым Абдулрахманом от Саят, дочери Кара Кира.
После ипподромных испытаний намечены в производящий состав сыновья Халифе — Хардер, буланый, 1985 г. р., от Гимнастики, дочери Мепекуша, и Хартус, вороной, 1986 г. р., ат Гравюры, дочери Арарата.

Линия Дор Байрама восходит к старой линии Чопар Келя и в современном производящем составе занимает всего 1,9%. Ранее эта линия была широко распространена в породе, ее представители отличались грубоватыми, мощными формами. Сейчас линия практически осталась без жеребцов. Имеющиеся на сегодня два производителя (Дагдан и Фосфор) не отвечают требованиям отбора. Кобылы в основном происходят из Марыйской ГЗК, для них характерны недостаточный рост, беднокостность и плохой экстерьер из-за неудовлетворительных условий выращивания,

По неподтвержденным данным, к Чопар Келю восходит и линия Ак Сакапа, которая в современном составе занимает 1,7 % и распространена только через сыновей и внуков Кара Кира. Определенные надежды на новый «осплеск» этой линии мы связываем с использованием в Туркмении золотисто-буланого Ватанчи, 1970 г. р. (Кара Кир — Гульджахан от Гелишикли). Он уже дал там серию отличных скакунов ярко выраженного, своеобразного породного типа; Каракурта, Вепали, Везипе, Гульшат и др.

Большие надежды специалисты возлагают на работу в Луговском конзаводе с Келеджаром, гнедым, 1981 г. р. (Ватанчи — Комета от Посмана). Безусловно, след в породе оставит и сын Ватанчи буланый Мунир от Морошки, дочери Мастера, который сейчас находится в совхозе «Чагорта».

Линия Ак Белена представлена в производящем составе единичными лошадьми (1,3 %). Из жеребцов продуцирует эолотисго-соловый Еныш, 1974 г. р, (Мелеке — Аза от Алмаза), но он весьма труден в случке, и его используют неохотно. Поступил в производящий состав его сын Мелекуш, серый, 1960 г. р., от Карасар, дочери Кара Кира. По типу современные представители линии Ак Белека сходны с такими известными представителями линии в прошлом, как Овлак Сакар, Дерби, Победа (мать Перена).

Таким образом, генеалогическая структура породы находится в постоянном движении, в динамике, на смену одним линиям приходят другие, более прогрессивные, определяющие, так сказать, магистральное направление в развитии породы. Однако небольшие, исчезающие линии также играют определенную роль, служат естественным яфоном» для развития этих прогрессирующих групп.

Т. НИКОЛАЕВА
"Коневодство и конный спорт" №7, 1988г., с.17-24.

Комментариев нет:

Отправить комментарий