понедельник, 9 марта 2015 г.

История Ахалтекинской породы от конезавода имени наиба Идриса

Происхождение названия

Современное название было дано породе по месту, где эти лошади были сохраненны в чистоте в оазисе Ахал, узкой полосой тянущегося вдоль северного подножия Копет-Дага от Бахардена до Артыка, который населяло туркменское племя теке (или текинцев). Таким образом, дословно «ахал-теке» — это лошадь племени теке из оазиса Ахал. Под этим именем порода стала известна в Российской империи после присоединения Туркмении и особенно в советские годы.

История породы



Ахалтекинская лошадь — настоящее произведение искусства в области селекции, результат труда многих поколений коневодов, наследие великих коневодческихкультур древности. Арминий Вамбери, путешествовавший по Средней Азии в XIX веке, писал: Эти красивые животные стоят всех потраченных на них трудов… В самом деле существа удивительные, ценимые сынами пустыни дороже жён, дороже детей, дороже собственной жизни. Рассказы об их беге и выносливости вовсе не преувеличены.

История этой породы начинается в далёкой древности, в те времена, когда многочисленные ираноязычные народы, населявшие территорию Средней Азии, начали выводить лошадей, которые превосходили бы всех прочих по силе и красоте. Древние иранцы были знакомы с лошадью не понаслышке, у них существовал настоящий культ коня. Напротив, соседствовавшие с иранцами древние цивилизации долгое время не имели лошадей, и лошади в Месопотамию, Древний Египет и другие страны Ближнего Востока и Средиземноморья проникали со стороны Средней Азии и Закавказья.



В старину в России ахалтекинец был известен под именем аргамак — впрочем, так называли любую лошадь восточной породы. Ахалтекинская кровь течёт во многих российских породах — особенно в донской и русской верховой. Огромен её вклад и в коневодство Востока и Запада. Считают, что именно ахалтекинцы были среди предков чистокровной верховой породы, начиная с XIX века занимающей первое место по влиянию на другие породы. В истории формирования арабской породы также прослеживается ахалтекинское влияние (правда, в те давние времена современного названия «ахалтекинец» еще не существовало). По словам крупнейшего советского ипполога В. О. Витта, ахалтекинская порода — это «золотой фонд культурной верховой лошади всего мира, последние капли того источника чистой крови, который создал всё верховое коннозаводство».


Туркмены были большими любителями скачек и относились к подготовке лошадей со всей серьёзностью. Опыт в этом деле передавался из поколение в поколение. Советские учёные, исследовавшие ахалтекинскую породу, отмечали, что система тренировки туркменских тренеров-сейисов имела много общего с системой подготовки чистокровных верховых лошадей к скачкам на ипподромах Европы. Фактически ахалтекинец — одна из самых резвых пород мира, и весь склад этой лошади выдаёт в ней прирождённого скакуна.

В советское время ахалтекинскую породу лошадей разводили не только в Туркменской ССР, но и на территории Казахской ССР, Таджикской ССР и РСФСР. В тот период селекционная работа с породой была направлена прежде всего на существовавшие тогда некоторые недостатки экстерьера, а также на увеличение роста. Сегодня Россия обладает основным и качественно лучшим поголовьем лошадей ахалтекинской породы. Ахалтекинцев разводят в конных заводах Ставропольском № 170, имени Владимира Шамборанта «ШаЭль», в ряде заводов Дагестана, Калмыкии и Московской области.

Сегодняшняя ахалтекинская лошадь отличается от тех, что были 100, 300 и 1000 лет назад лишь более крупным ростом и более правильным телосложением. Все уникальные особенности породы, как внешние, так и внутренние были сохранены.

Особенности породы
Жизнь туркмен проходила в постоянных военных походах, набегах, стычках, и качество их лошадей было для них практически вопросом жизни и смерти.

Ахалтекинец лошадь с чрезвычайно тонкой психической организацией. Он умён, горд и не привык выставлять свои чувства напоказ. Его симпатию надо заслужить, но уж тому, кто сумеет стать ахалтекинцу другом, он будет служить верой и правдой и будет готов идти за своим хозяином в огонь и воду.

Ахалтекинец очень хорош для верховой езды, его движения эластичны и неутомительны для всадника. Ахалтекинцу можно доверить ребёнка и быть уверенным, что лошадь не причинит всаднику никакого вреда. При этом грубость или пренебрежение ранят текинца гораздо сильнее, чем многих других лошадей, а уж постоять за себя он умеет. Как и все чистокровные лошади, ахалтекинец никак не соответствует роли «спортивного снаряда», безропотно выполняющего любые требования всадника, он требует особого подхода. Поэтому многие спортсмены, привыкшие к более флегматичным и безотказным полукровным лошадям, считают ахалтекинцев тяжёлыми в работе. Но в руках умного и терпеливого всадника ахалтекинец способен на настоящие чудеса.


Масть ахалтекинцев несколько напоминает золотистый цвет барханов.

В результате искусственного отбора ахалтекинцы приобрели очень богатый и своеобразный набор мастей: помимо «обычных» гнедой, рыжей, вороной и серой, в породе встречаются редкие осветленные «желтые» масти: буланая, соловая и изабелловая. Еще одна особенность мастей ахалтекинцев — широкое распространение яркого золотистого оттенка, встречающегося помимо ахалтекинской только в донской, буденновской и карабахской породах, несущих в себе текинскую кровь.

Несмотря на свою тонкую нежную кожу и очень короткую шерсть, ахалтекинская лошадь может переносить температуру в широком диапазоне — от 30 до + 50 °C, а также серьёзные перепады температур. Она может резвиться в российских снегах так же, как и в туркменских песках.

Внешняя хрупкость породы скрывает невероятную выносливость. Как повествуют историки, были случаи, когда раненый в бою сабельным ударом ахалтекинец уносил на своей спине двух взрослых мужчин, уходя с ними по зыбучим пескам. Да и в наши дни выносливость ахалтекинской породы неоднократно подтверждали рекордные многодневные походы и спортивные пробеги.



Самый знаменитый пробег на ахалтекинцах состоялся в 1935 году по маршруту Ашхабад—Москва. Это расстояние было пройдено за 84 дня, причем пески Каракумов всадники преодолели за три дня без остановки на еду, питьё или сон. Все лошади остались здоровы и дошли до Москвы.

Как настоящие лошади пустыни, ахалтекинцы легко переносят жажду. Ведь в пустыне от колодца до колодца за день им часто приходилось преодолевать 100—150 км.

Источник: http://www.horsekavkaz.ru/index.php?page_id=5

Комментариев нет:

Отправить комментарий